
В Брюсселе завершился саммит ЕС и Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Мероприятие было третьим по счету, но первым за последние восемь лет — в последний раз европейские и латиноамериканские лидеры собирались в таком формате в 2015 году. За эти восемь лет ЕС успел подписать со странами южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) соглашение об ассоциации и свободной торговле, но ратифицирован документ не был и считался уже практически мертвым. Однако теперь он снова вернулся на повестку — вместе с внезапно вновь вспыхнувшим интересом Евросоюза к региону.
Прошедший саммит, по словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, знаменует собой «новое начало старой дружбы». Возобновить эту дружбу в Брюсселе, а также не в последнюю очередь в Берлине, решили еще в прошлом году — на фоне разрыва экономических связей с Россией и нарастающего обострения отношений с Китаем.
Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель тогда заявил, что 2023 год должен стать «годом Латинской Америки в Европе и Европы в Латинской Америке». А уже в январе в регион потянулись с визитами европейские политики — в том числе и сами Боррель с фон дер Ляйен, а также канцлер Германии Олаф Шольц и его министры.
Немецкая деловая газета Handelsblatt объясняет эту резко возросшую активность предельно просто: «Правительство Германии поставило перед собой цель снизить зависимость от Китая, но это может сработать только в том случае, если ЕС установит новые экономические отношения».
Немецкой, как и всей европейской промышленности, сейчас очень нужны новые рынки сбыта, квалифицированная рабочая сила, а также стратегически важные для возобновляемой энергетики металлы, которые ЕС сейчас по большей части получает тоже из Китая. В Южной Америке эти металлы есть и в большом количестве, включая огромные запасы лития и меди. «Компании срочно ждут соглашения, которое может стать серьезным фактором для экономики Германии», — приводит Handelsblatt слова Уты Кнотт, возглавляющей южноамериканское направление в Союзе немецкой промышленности.