More
    Четверг, 18 декабря, 2025

    Востоковед Образцов: реэкспорт российского газа необходим экономике Турции

    РФ собирается расширить «Турецкий поток» и использовать Турцию для перепродажи газа на европейский рынок. Данный проект получил политическую поддержку в Анкаре из-за сложной внутриэкономической ситуации в этой стране, отметил комментарии для ФБА «Экономика сегодня» доцент СПбГУ, тюрколог Алексей Образцов.

    Востоковед Образцов: реэкспорт российского газа необходим экономике Турции

    Турция может стать газовым хабом для России

    Информационное агентство Reuters оценило перспективы Турции как хаба для поставок российского газа европейским потребителям.

    В Reuters сопоставили несколько фактов: во-первых, Россия до 24 февраля 2022 года обеспечивала 40% европейского импорта газа. Во-вторых, диверсии против «Северных потоков», которые сделали невозможными прямые поставки сырья из Ленинградской области в ФРГ, а в-третьих, заявления президента РФ Владимира Путина о готовности продавать в европейские страны российский газ через Турцию.

    Для этого планируется достроить к «Турецкому потоку» еще две нитки с транзитной мощностью в 15,75 млрд кубометров газа в год каждая.

    Данный проект иногда называют альтернативой «Северным потокам», однако это не так.

    Из Турции есть доступ только в страны Южной Европы, поэтому для поставок газа через это направление в Австрию, ФРГ и Италию также нужно развивать интерконнекторы.

    Фактически это означает расширение «Балканского потока» или строительство новых газотранспортных магистралей в страны Евросоюза.

    Сегодня об этом не договориться, а через 2-3 года конъюнктура может измениться.

    Старший аналитик Rystad Energy Чжунцян Ло считает, что для строительства нового газопровода через Черное море потребуется три-четыре года, и задается вопросом, кто будет в конце двадцатых годов покупать голубое топливо с данной магистрали.

    Другие эксперты, как отмечает Reuters, считают, что покупатель найдется, а главным преимуществом турецкого направления является обезличивание российского газа, ведь Турция продает сырье и из других стран, включая Азербайджан.

    «Молекулы свободы» существуют только в уме бывшего министра энергетики США Рика Перри, в реальности трубопроводный газ невозможно различить по странам-производителям.

    Туркам необходим данный проект

    Нужно обратить внимание на следующий момент: после того, как «Южный поток» в 2014 году после демарша Болгарии переформатировался в «Турецкий поток», правительство президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана согласилось на строительство только двух газотранспортных ниток, а не четырех, как в первоначальном проекте.

    Читать также:
    Французский министр Бон негативно оценил финансовые последствия от вступления Украины в ЕС

    Сегодня к этому варианту вернулись, и на этот раз при горячей поддержке Анкары.

    «На Востоке никогда ничего не делается по одной причине и для достижения одной цели – здесь всегда клубок разных интересов, устремлений и расчетов. Если судить по турецкой прессе, то вся страна горячо приветствует превращение Турции в перевалочный хаб для торговли между РФ и Европой, особенно когда это касается энергоносителей», — заключает востоковед Алексей Образцов.

    Кроме газа здесь также присутствует нефть: нельзя исключать, что турки начнут совершать перепродажи российского сырья на европейский рынок после 5 декабря 2022 года, когда ЕС введет против Москвы нефтяное эмбарго.

    Вопрос только в том, как это будет выглядеть, и к какой реакции Запада приведет.

    Нельзя сказать, что турки нечувствительны к вторичным санкциям: история с отказом турецких банков от работы с картами «Мир» говорит об обратном.

    «С экономикой в Турции сегодня неблестящая ситуация – в стране высокая инфляция, а борьба с молодежной безработицей результата не принесла. Эрдоган пытается запускать масштабные государственные проекты вроде реновации студенческих общежитий, но существенного эффекта это не дает. Оценив расклад в Турции, Москва предложила Анкаре новый газовый проект», — резюмирует Образцов.

    Здесь желание одних совпадает с возможностями других, чем и вызвано согласие Анкары.

    «В этом сюжете также есть политическая составляющая – РФ благодаря этому проекту укрепит позиции на одном из концов транспортного коридора, который принято называть “Север – Юг”», — констатирует Образцов.

    Интересы сторон здесь совпадают, осталось только найти инвестиции, составить проектную документацию и рассчитать, как дополнительные 31,5 млрд кубометров российского газа будут затем перепродаваться через Турцию в Европу.

    Задачи стоят непростые – на инвестиции турецкой стороны рассчитывать не стоит, а для экспорта сырья в европейские страны нужно либо договариваться с Грецией и Болгарией, либо строить в Турции терминалы по сжижению газа.

    Выгодней было бы построить такую инфраструктуру на российском Причерноморье, но как известно турки не пропускают СПГ-газовозы через Босфор.