
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал закон о ратификации протокола о вступлении Швеции в НАТО, ранее одобренным парламентом страны. Документ, опубликованный в Официальном вестнике правительства и идущий под номером 7492, содержит всего три статьи, в которых только по одной фразе. Первая гласит, что властями республики «признано целесообразным утвердить «Протокол об участии Королевства Швеция в Североатлантическом договоре», подписанный в Брюсселе 5 июля 2022 года». Согласно второй, закон вступает в силу со дня его публикации, то есть в 25 января. Третья же возлагает исполнение закона на главу государства. Подписанием этого закона Эрдоган завершил процесс рассмотрения Турцией заявки Швеции на членство в Североатлантическом альянсе.
Этот процесс занял более полутора лет, с того момента как в мае 2022 года власти королевства приняли решение присоединиться к военному блоку. Швеция сделала это одновременно с Финляндией. Вот только в отношении страны Суоми не возникло никаких препон, и в апреле 2023-го Финляндия стала 31-м членом НАТО. В отношении Швеции в рядах альянса не было такого единства. Большинство стран-членов блока довольно быстро ратифицировали протокол, исключение составили Турция и Венгрия.
Анкара выражала недовольство тем, как дружелюбно в Швеции принимают сторонников Рабочей партии Курдистана, которая в Турции признана террористической организацией. Многие ее члены нашли убежище именно в Швеции, где и проводили свои акции протеста против властей Турции. Серьезное напряжение в отношении между странами также создала акция с сожжением Корана возле посольства Турции в Стокгольме в январе 2023 года.
В итоге Турция выставила ряд условий, при выполнении которых она была согласна позволить Швеции стать членом НАТО. Речь шла об изменении отношения к курдам, выдаче ряда активистов, помощи Стокгольма в активизации процесса вступления Турции в ЕС, поставках американских истребителей F-16. Хотя генсек НАТО Йенс Столтенберг заверял, что последние два пункта не являются частью сделки по приему Швеции в военный блок, Анкара не раз давала понять, что эти процессы взаимосвязаны. Эрдоган открыто заявлял, что Швеция станет членом альянса только после присоединения Турции к ЕС.
Хотя этого и не произошло, явно были достигнуты такие-то договоренности по этой теме. Столь же открыто Эрдоган говорил, что позитивные сдвиги по сделке с F-16 отразятся на рассмотрении турецким парламентом протокола о членстве Швеции в НАТО. Так и произошло. Комиссия парламента по международным делам дала зеленый свет законопроекту в декабре на фоне новостей, что власти Турции завершили переговоры с США о покупке новых истребителей F-16 и модернизации уже имеющихся.