
Предстоящий во вторник саммит G20 под председательством Индонезии не обещает быть ни мирным, ни конструктивным. Не вызывает сомнений, что запомнится он множеством демаршей, громких заявлений, хлопаньем дипломатических дверей и мангровой рощей, которую по замыслу организаторов должны заложить высокопоставленные участники мероприятия. Разумеется, те из них, кто досидит до его конца.
Объединительный пафос Индонезии, которая старательно собирала на Бали лидеров государств, подобно нечаянно соскользнувшему на каменный пол хрустальному бокалу, грозит разлететься на множество осколков. Тогда и любовно налитое в этот бокал вино мгновенно превратится в ничто, растекаясь по грязи холодных плит. Хотелось бы ошибиться, но именно такую незавидную участь готовит предстоящему саммиту группа западных государств. И никакой «честный брокер» в лице Индонезии, как назвала эту страну за примирительную политику представитель МИД России Мария Захарова, будет не в состоянии выправить ситуацию. Впрочем, западные СМИ еще до начала президентской G20 со своей стороны констатировали глубокие, неразрешимые противоречия между участниками, которые лишают наступающее мировое событие конструктивизма.
Генеральная репетиция саммита G20 уже состоялась в Камбодже на саммите восточноазиатских государств. Там участникам не удалось принять даже совместного заявления по итогам. Приведу объяснения Лаврова: «Американцы и их партнеры в совместном заявлении настаивали на неприемлемой оценке ситуации на Украине и вокруг нее». Теперь США и их союзники намерены подложить в постель «двадцатки» Украину и вновь с наслаждением наблюдать, как та отравит атмосферу всего индонезийского саммита, как ранее с лихвой отравила атмосферу саммита восточноазиатского.
При этом США традиционно вроде бы ни при чем. Главный кукловод рассуждает об «инвестировании в инклюзивную экономику будущего и создании устойчивой инфраструктуры». Чем выгодно отличается от британского премьера Риши Сунака или европейской гран дамы Урсулы фон дер Ляйн, больше озабоченных, как убедить первых лиц неевропейских стран G20 не встречаться с главой МИД РФ.
На восточноазиатском форуме в Камбодже кресло Лаврова находилось буквально в четырех метрах от места президента США. Думаю, организаторы намеренно выбрали для руководителей российской и американской делегаций такую локацию. Ведь изначально предполагалось, что в Пномпень прилетит российский президент, и соседство с Байденом могло способствовать началу диалога между ними. Но Владимир Путин не прилетел, а Джо Байден, напротив, в последние дни лишь усилил конфронтационную риторику в отношении Москвы. Так что ждать перемен в настрое американской стороны на G20 Лаврову не приходится.