
Стремление Америки активнее конкурировать с Россией и Китаем на африканском континенте стало, как принято говорить на английском, «слоном в комнате» (elephant in the room) завершившегося накануне в Вашингтоне трехдневного саммита США — Африка. Он стал первой встречей главы Белого дома с делегациями из 49 африканских стран с 2014 года.
Судя по тональности публикаций в американских СМИ, к проведению такого мероприятия Байдена подтолкнуло отнюдь не декларируемое им желание поспособствовать процветанию континента. США видят Африку как очередной плацдарм для противостояния с другими державами — Россией, Турцией, и особенно Китаем.
Прежде всего речь об экономике. КНР уже давно обошла Америку по объему торговли и экономического сотрудничества со странами континента. Москва также развивает связи с его странами: на 2023 год запланирован второй саммит Россия — Африка. Глава Пентагона Ллойд Остин на саммите с тревогой указывал, что «Россия и Китай наращивают свое экономическое влияние», «вызывая беспокойство» у США. Американцы отставать не хотят, поскольку, как указывает газета The New York Times, Африка видится им кладовой лесов, ресурсов и редких минералов, необходимых для энергоперехода, включая, например, производство аккумуляторов для электромобилей. О том, что африканское направление для США не является самостоятельным, пишет и китайская Global Times: «США поставили своей целью недопущение роста влияния Китая в Африке, а вовсе не помощь ее странам в борьбе с экономическими трудностями».
Главы стран Африки не слишком поверили в искренность протянутой Джо Байденом руки, понимая: США их континент нужен ради ресурсов и нападок на Россию с Китаем
Тревогу у США вызывает и политическая составляющая. Например, как указывает эксперт газеты The Hill, Вашингтон встревожен нежеланием многих стран Африки поддерживать его курс по Украине. «Африканцы хотят видеть дипломатическое решение этого конфликта», — цитирует издание одного из специалистов, добавляя, что «некоторые страны выражают обеспокоенность в связи с санкциями и критикой РФ, которые, как они считают, затрудняют поиск дипломатического решения».
Сам Байден, как отмечает The New York Times, пытался уйти от этих ассоциаций и «впрыснуть новую энергию» в «апатичные отношения» со странами Африки.