
Алексей Чуриков (Буэнос-Айрес)В это воскресенье в Аргентине стартовали общенациональные промежуточные парламентские выборы. Обычно ничем особо не примечательный плебисцит в этот раз привлек небывалое внимание не только со стороны местной прессы и населения, но и зарубежных игроков, в особенности администрации Дональда Трампа. Ставки действительно высоки, ведь итоги воскресного голосования определят будущее политического и экономического проекта либертарианца Хавьера Милея, чьи президентские полномочия истекают в 2027 году. До недавнего времени власти были уверены в том, что смогут одержать уверенную победу, которая позволила бы им взять под свой единоличный контроль Национальный конгресс, по сути единственный инструмент, который оставался на протяжении последних двух лет в распоряжении оппозиции, чтобы противодействовать радикальным реформам главы государства.
Вместе с тем активность тех же оппозиционных сил в сентябре и октябре этого года, а также череда коррупционных и иных скандалов в ближайшем окружении Милея в совокупности с обострением экономического кризиса в стране сбили победный настрой его правительства. Своеобразным эндшпилем всей этой истории стало открытое вступление в игру властей США, которые ради «спасения» аргентинской экономики пошли на во многом беспрецедентный шаг, задействовав специальный фонд министерства финансов для выделения 20 миллиардов долларов, в том числе в целях стабилизации курса национальной валюты Аргентины. Этот жест Белый дом сопроводил недвусмысленными публичными комментариями, прозвучавшими из уст самого Трампа, о том, что Вашингтон в качестве одного из условий этой сделки и дальнейшей помощи со стороны США ставит электоральную победу Милея на предстоящих выборах.
Такой поворот был неоднозначно воспринят в стране, где поддерживающая либертарианца меньшая часть населения с воодушевлением отнеслась к сближению с США, а другая — увидела в действиях американцев признаки вмешательства во внутренние дела государства и попытку повлиять на итоги выборов. Впрочем, аргентинский президент после состоявшегося визита в Вашингтон, где и было оформлено обозначенное соглашение, самостоятельно в интервью местному телеканалу А24 признал, что Аргентина «является беспрекословным союзником США». Дальше события развивались уже по американскому сценарию. Основным оператором операции «спасение Буэнос-Айреса» был назначен банк J.P.Morgan, который на основании неразглашаемых деталей сделки взял на себя роль Центрального банка страны и приступил к регулированию курса аргентинского песо.
Показательно, что в прошлый четверг, фактически в период завершения электоральной кампании, в Буэнос-Айрес прибыла широкая делегация во главе с президентом J.P.Morgan Джейми Даймоном. Устроенный им прием в стенах легендарного театра «Колон» также посетили ключевые партнеры банка, среди которых выделялись экс-госсекретарь США Кондолиза Райс и бывший британский премьер Тони Блэр. По мнению ряда местных СМИ, одним из итогов этого мероприятия и последовавшей за этим встречи Даймона с Милеем стало назначение на должность министра иностранных дел Аргентины бывшего главы отделения J.P.Morgan в Буэнос-Айресе Пабло Кирно, который заменит подавшего недавно в отставку Херардо Вертейна.