
В понедельник премьер Израиля приостановил продвигаемую им судебную реформу. Решение правительства стало неизбежным после того, как противники Биньямина Нетаньяху объявили о «неделе паралича», в ходе которой собрались блокировать работу министров и госучреждений. Одиннадцать недель непрерывных протестов, в которых участвовали сотни тысяч жителей страны, разорвали в клочья хрупкий гражданский мир в Израиле.
В течение нескольких последних лет проходившие одни за другими парламентские выборы демонстрировали стабильный раскол в обществе между его «левой» и «правой» частью. Доходило до абсурда — даже отсутствие одного депутата от правящей партии в зале заседаний, который на момент голосования отлучился в туалет, становилось причиной провала выдвигаемых правительством законопроектов в парламенте.
Однако главные мытарства исполнительной власти в Израиле начинались в Верховном суде, который еще называют «высшим судом справедливости».
В первые годы существования еврейского государства этот суд рассматривал в первую очередь жалобы граждан на нарушение их прав, но затем стал разбирать принимаемые парламентом законы на предмет их соответствия конституции. В итоге прошедшие через парламент инициативы израильского правительства, попав в руки судей, отменялись. Оспорить решения Верховного суда было невозможно.
Как считает Нетаньяху, суд оказался выше по статусу и правительства, и президента, и парламента — тот, кто контролировал эту инстанцию, мог заблокировать любое решение кабинета министров.
В Израиле при наличии «правого» правительства Верховный суд остается в руках представителей «левых» партий. Это лишает премьера возможности выполнять предвыборные обещания. Противники Нетаньяху понимали: потеряв контроль над Верховным судом, они не смогут помешать парламенту принимать продвигаемые министрами законы, поскольку большинство в депутатском корпусе сегодня принадлежит возглавляемой премьером коалиции. Отсюда такое ожесточение в обществе по, казалось бы, процедурном вопросу: кто будет назначать судей и как правительству преодолеть вето, наложенное Верховным судом.