More
    Четверг, 18 декабря, 2025

    «Обитель горя и зла». Какие тайны скрывает знаменитый римский замок

    "Обитель горя и зла". Какие тайны скрывает знаменитый римский замок

    Если бы стены умели говорить, то замок Святого Ангела рассказал бы о многом, чему был свидетелем. Впрочем, кое-что известно наверняка. О главных загадках стража Вечного города — в материале РИА Новости.

    Пустили по ветру

    Все началось с грандиозного проекта римского императора Адриана: на склоне лет он решил увековечить себя и своих потомков в истории.

    И с этой целью в 135 году взялся за строительство усыпальницы. Возведенная на манер древних этрусских курганов, она получилась столь роскошной, что долгие годы поражала очевидцев и была самым высоким сооружением в городе.

    На квадратном основании — длина стороны достигала 85 метров — установили цилиндр (65 метров в диаметре). На нем — насыпной холм с живой зеленью. А на самой вершине — внушительная скульптура: император в образе бога Гелиоса на колеснице, запряженной четверкой лошадей.

    Как писал византийский историк VII века Иоанн Антиохийский, кони были настолько огромны, что сквозь отверстия в их глазах мог пролезть взрослый мужчина. Весь мавзолей сверху донизу был облицован ослепительно-белым мрамором.

    Гробницей, однако, пользовались лишь без малого сто лет. В последующие годы она стояла заброшенной. И только в конце III века император Аврелиан, дабы защитить город от варваров, возвел по периметру стены.Возможный вид мавзолея Адриана, представленный в Музее римской цивилизации

    Так мавзолей превратился в бастион, который успешно отражал атаки врагов. Сохранилась даже легенда: в решающие минуты, когда боеприпасы были на исходе, жители сбрасывали на неприятеля массивные античные статуи — украшение могильника.

    Впрочем, задуманное Адрианом не сбылось. В 410-м Рим захватили и разграбили вестготы. Мародерства не избежал и мавзолей: оттуда вынесли все драгоценности, а прах цезарей развеяли по ветру.

    Под сенью ангела

    Вскоре пришла новая напасть. В Европе свирепствовала чума, не щадившая никого, даже самого папу Пелагия II. Его преемник Григорий I, названный впоследствии Великим, решил бороться с эпидемией духовным оружием.

    Он повелел обойти Рим крестным ходом. У моста перед адриановой усыпальницей процессия вдруг остановилась. С неба послышались голоса, певшие «Алиллуйя». И тогда понтифик увидел над мавзолеем фигуру архангела Михаила — тот вложил в ножны свой огненный меч. Это означало, что Бог простил римлян.Статуя на крыше замка Святого Ангела в Риме

    Действительно, чума вскоре отступила. Здание назвали замком Святого Ангела, на крыше поставили каменную статую небесного воина, и постепенно под его защиту из Латеранского дворца перебрались римские папы. Правда, они очень быстро приспособили Сент-Анджело не только под свои покои, но и под тюрьму.

    Особенно любила пользоваться подземными казематами Марозия — дочь тускулумского консула Теофилакта. Представительница знатного патрицианского рода навсегда вписала свое имя в историю Ватикана. Святой престол до сих пор со стыдом вспоминает о первых 60 годах X столетия, названных историками периодом порнократии.

    Читать также:
    Патриарх Сербский назвал злодеями тех, кто пытается уничтожить УПЦ

    Тогда Марозия, по сути, управляла всей церковной политикой: возвела на престол Петра сначала своих любовников, Сергия III и Иоанна X, а затем сына Иоанна XI и внука Иоанна XII. Все «промежуточные» понтифики были по тем или иным причинам неугодны злодейке. А потому правили в среднем пару лет и заканчивали дни в замке Святого Ангела.

    По иронии судьбы там же нашлась «келья» и для самой Марозии. Уставшие от бесконечных интриг и разгула разврата римляне восстали против нее. Уже немолодая интриганка оказалась там же, где погибли все ее конкуренты. И вскоре умерла — при странных обстоятельствах.Папа римский Александр VI Борджиа. Художник Педро Берругете

    Власть и искусство

    Нередко в казематах оказывались и люди куда более достойные. Так, в разные годы в Сент-Анджело содержались великие ученые Джордано Бруно, Галилео Галилей, создатель московского Успенского собора Аристотель Фиораванти и скульптор Бенвенуто Челлини.

    История последнего — самая интересная. Всю первую треть XV столетия бушевали бесконечные итальянские войны: страну попеременно пытались захватить Испания, Франция и Священная Римская империя.

    В 1527-м в Вечный город вторгся император Карл V. Среди защитников был и Бенвенуто Челлини. Оборону прорвали, а папа Климент VII укрылся в замке Святого Ангела, что фактически означало поражение.Итальянский скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини

    Спустя десять лет скульптор уехал работать во Францию, а по возвращении открыл коммерчески успешную ювелирную мастерскую. Тогда же Челлини обвинили в краже дорогих украшений из сокровищницы понтифика — вероятно, не обошлось без «доброжелателей». Но факт остается фактом: теперь уже не Климент VII, а горе-ювелир вынужден был коротать дни в казематах на Тибре.

    Однако Бенвенуто сумел сбежать. Как — неизвестно до сих пор. Более того, на сегодняшний день это единственный случай успешного побега из папской тюрьмы. Выбраться оттуда не удалось даже легендарному Алессандро Калиостро, который в конце XVIII века тоже недолго погостил в Сент-Анджело.

    Любил искусство и знаменитый «аптекарь сатаны» — папа Александр VI. Конечно, его страсть не доходила до заключения в темницу великих мастеров Возрождения.Замок Святого Ангела в Риме

    Борджиа предпочитал разделять: верхние этажи отвел под собственные апартаменты, где царили роскошь и богатство, а в подвалах «вершил правосудие». Не исключено, что эти стены — безмолвные свидетели — могли бы многое рассказать о правлении испанского папы.

    Как ни странно, Александр VI, несмотря на порочную репутацию, оказал искусствоведам большую услугу. После его смерти ни один наместник апостола Петра не захотел жить в покоях, где происходили кровосмешения и убийства.

    А потому двери резиденции Борджиа отворили лишь во второй половине XIX века. Тогда-то миру и открылась одна из загадок замка Святого Ангела — неизвестные ранее шедевры живописи и скульптуры.