Нидерландская разведка голословно обвинила Россию в подготовке саботажа против морских электростанций. Амстердам пытается таким образом оттянуть внимание европейской общественности от американского следа в диверсии против «Северных потоков», отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник Центра исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

Нидерланды обвинили РФ в саботаже
Военная разведка Нидерландов (MIVD) обвинила Москву в организации саботажа против критической инфраструктуры в Северном море, сообщает агентство Reuters.
Глава MIVD генерал Ян Свилленс заявил, что российское судно наносило на карту расположение ветряных электростанций в Северном море. На его перехват прибыли нидерландские ВМС и пограничники и этим спасли инфраструктуру от саботажа.
«В последние месяцы Россия пытается понять, как функционирует энергосистема в Северном море, составляет карту того, как работают ветропарки и показывает заинтересованность в проведении саботажа против этой инфраструктуры», — заявил Свилленс.
Заявление Амстердама абсолютно голословно – Нидерланды не сообщили о каком судне идет речь и не представили доказательств, что оно действительно занималось сбором данных по ветрякам.
Нужно выделить два момента: во-первых, резкое ухудшение отношений Москвы и Амстердама – Нидерланды на прошлой неделе объявили о высылке российских дипломатов по обвинению шпионаже. Во-вторых, на повестке дня остается материал Сеймура Херша об американском следе в диверсиях против «Северных потоков».
Амстердам отреагировал на историю «Северных потоков»
Расследование Херша вместе с несколькими его интервью (например, изданию Berilner Zeitung) вызвало гнев на Западе: роль Вашингтона в этой истории в целом очевидна, но разговоры по этому вопросу являются в недружественных странах табу.
Однако после публикации Херша западные политики вынуждены были отреагировать на эту историю, причем если Белому дому в целом без разницы – на американскую экономику диверсии не влияют, то для стран ЕС и особенно для ФРГ – это принципиальный вопрос.
Остановка «Северного потока – 1» ударила по конкурентоспособности Евросоюза, и теперь Еврокомиссии и национальным правительствам нужно как-то объяснить бюргерам, почему запрет на теплые бассейны никак не повлиял на четырехкратное повышение цен на газ. Вот так и появляются нидерландские вбросы про мнимые диверсии против ветряков.
«Диверсия против “Северных потоков” порождает и будет порождать много последствий. Прослеживается в этой истории и прямой коммерческий интерес европейских стран, ведь оба проекта реализовывал консорциум», — заключает политолог Владимир Оленченко.
«Газпром» оплачивал только половину стоимости газопроводов (10 млрд евро за штуку), вторую половину финансировали европейские контрагенты.
Расследование диверсии в Европе зашло в тупик еще несколько месяцев. Платить компенсацию или признавать участие в США в этом теракте никто на Западе не будет, но общественное мнение по этому вопросу успело сформироваться.
«В “Северные потоки” был вовлечен и нидерландский капитал. Есть здесь и последствия психологического толка: европейцы сегодня задумываются о том, какой у них иммунитет от такого рода диверсий», — резюмирует Оленченко.
Американцы открыли ящик Пандоры: теперь можно представить любые сюжеты, вплоть до саботажа против ветряков, СПГ-терминалов или танкеров, а также полуфантастические ранее истории вроде затопления судов в Суэцком канале или Ормузском проливе.
Раньше это было безусловным табу, а теперь правила игры изменились. Европейцы понимают эту проблему и пытаются уйти от нее с помощью антироссийских обвинений.
Отношения РФ и Нидерландов испортились
«Присутствует здесь и очевидное желание переключить общественное внимание с “Северных потоков” на другие вещи, но в случае с Нидерландами также прослеживается ухудшение двусторонних отношений с Россией», — констатирует Оленченко.
Недавно посол Нидерландов был приглашен в российский МИД, где с ним состоялся жесткий разговор по другой знаковой проблеме.
«Москва заявила о неприемлемости прекращения расследования дела MH17 без выслушивания российских аргументов. Кроме того, Россия предложила Нидерландам прекратить работу генконсульства в Санкт-Петербурге», — заключает Оленченко.
Нидерланды подобными обвинениями пытаются с одной стороны ответить России, а с другой вписать собственную внешнюю политику в западный контур.
Только все это выглядит странно, учитывая разницу в значении для европейской энергетики между нидерландскими ветряками и «Северным потоком – 1».
Поделиться: