
Сегодня «колыбель героев» распалась на две части. Пока одна стояла в нескончаемых пробках, создаваемых кортежами участников «двадцатки», вторая мирно торговала, весьма далекая от кипящих всего в десятке километрах от нее политических страстей. «Колыбель героев», а именно такое название с санскрита получил остров Бали, действительно выглядит так, словно могучее землетрясение раскололо его практически пополам, а между этими частями перебросила скоростной «хайвей». В итоге желающие насладиться покоем могут быстро перебраться из кипящей дипломатическими страстями курортной зоны Бали в его рыночно-меняльную часть, где о саммите только «что-то слышали». Хозяйка крошечной лавки в недрах ведущего от дороги пыльного переулка с нескрываемым интересом вертела мой журналистский бейджик с аккредитацией на «двадцатку», а о Москве знала одно — там холодно.
Проехать по Бали и не постоять в пробке по вине очередного переезжающего с места на место кортежа кажется уже невозможным. И без того узкие, наматывающие восьмерки и петли дороги острова, которые были рассчитаны преимущественно на мототранспорт, внезапно оказались оккупированными широкими лимузинами и множеством микроавтобусов, развозящих делегации. Трудно представить, как могли бы разойтись при встрече четырехколесный «Зверь» президента США и не менее циклопичный лимузин китайского лидера. Возможно поэтому отель, где состоялась встреча Джо Байдена и Си Цзиньпина, руководители США и Китая покидали с большой разницей во времени.
Надо отдать должное индонезийцам — они многое сделали для обеспечения безопасности. Но если военные корабли, патрулирующие нон-стоп вдоль побережья, смотрятся довольно органично и придают уверенность, что вокруг все под контролем, то количество полиции и военных со стороны выглядит явным перебором. Особенно, когда под охрану в отеле, где живут члены делегаций, в том числе и российской, берется абсолютно все — от туалетов и лифтов до лежаков у бассейна. Не говоря о толпящихся секьюрити у номеров вип-персон. Действуют они столь же энергично и любезно, как герой фильма «Джентельмены удачи», дружелюбно напутствовавший прохожих: «Ты туда не ходи, ты сюда ходи» и предупреждающий о печальных последствиях.
Командующий национальной армией Индонезии обещал, что помимо кораблей охранять участников саммита будут четыре истребителя — два российского производства (Су-27 и Су-30) и два американского (F16). Правда, в понедельник авиация, видимо, стояла на приколе — в небе над Бали было слишком много самолетов с членами делегаций.
Днем мы повстречали кортеж человека, которого агентство Bloomberg назвало одним из самых влиятельных участников саммита. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган благодаря активному посредничеству Анкары в зерновой сделке и налаженному диалогу с российским лидером оказался среди наиболее востребованных лидеров. Пресса цитирует слова Эрдогана: «Если все сожгут мосты с Россией, с кем будут разговаривать русские, кто будет разговаривать с русскими?». СМИ пишут, что турецкий президент рассчитывал переговорить на саммите с Байденом. Но состоится ли беседа после совершенного в Стамбуле теракта и публичного отказа турецкой стороны принять американские соболезнования в связи с их неискренностью? Куда направлялся встреченый кортеж турецкого лидера вычислить не удалось — вереница черных автомобилей с турецким флагом на капоте как мираж растворилась в раскаленном от зноя балийском воздухе.