
Очередной доклад Международного энергетического агентства (МЭА) о состоянии мирового газового рынка получился крайне противоречивым. С одной стороны, эксперты агентства признали, что властями Евросоюза была проделана хорошая работа по снижению зависимости от российского газа. Однако они весьма недвусмысленно дали понять, что новый отопительный сезон в Европе пройдет гладко лишь при условии теплой осени и зимы. В противном случае ЕС следует готовиться к небывалой волатильности цен на «голубое топливо», напряженности на рынке, а также возможным перебоям в газоснабжении.
О том, что будет дальше — замерзнет ли Европа и какие сложности ей принесет новый отопительный сезон, рассказали «Российской газете» эксперты энергетической отрасли.
По мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, МЭА в данном случае выступило как в качестве Капитана «очевидность», заявив, что холодная зима может быть тяжелой, так и в роли алармиста с целью мобилизовать бытовых и промышленных потребителей в Европе на экономию. Однако, отметил эксперт, они не рассказали о фундаментальных причинах возможного дефицита энергии.
«Дело в том, что с бездумным наращиванием доли возобновляемых источников энергии в балансе, растет нестабильность системы, ее высокая метеозависимость. Ее кое-как компенсировал российский газ, который хорошо балансировал системы без больших дополнительных затрат. Но теперь, когда его почти нет, балансировку делать, во-первых, гораздо сложнее, и, во-вторых, гораздо дороже, что европейские потребители чувствуют на своей шкуре возросшими счетами», — сказал Гривач.
Похожего мнения придерживается и аналитик Института национальной энергетики Александр Фролов. Он отметил, что доклад пестрит банальностями в стиле «если попасть под дождь, можно промокнуть» под видом прогнозов. «Возможно, для населения ЕС, которое приучали к мысли, что Европа — невероятно могучий рынок покупателя, эти банальности и будут выглядеть как откровение. Но руководству Евросоюза стоило еще в 2022-м выстраивать свою энергетическую стратегию с оглядкой на перечисленные МЭА риски. И пора уже приучить себя к мысли, что ЕС — это не самый привлекательный газовый рынок», — сказал аналитик.
Замерзнет ли Европа?
Фролов считает, что термин «замерзнуть» можно использовать лишь в качестве художественного преувеличения. Шансы того, что Европа замерзнет, на самом деле невелики. Но проблемы с поставками газа, разумеется, могут быть. Притом о такого рода проблемах неоднократно говорили эксперты в России, а с 2023 года аналогичные мысли начали высказывать европейские политики и бизнесмены, напомнил он.