
Семь французских студентов Высшего инженерного института аэронавтики и космоса в Тулузе готовятся к своей первой «марсианской» миссии. Совсем скоро будущие астронавты отправятся в пустыню в американском штате Юта, где в 2000-х была построена станция-симулятор, имитирующая условия жизни на Красной планете. Исследовательская станция Марсианского общества в Юте уникальна тем, что природный ландшафт вокруг нее очень напоминает условия на Марсе.
К слову, студенты из Тулузы далеко не первые, кому удалось стать частью уникального эксперимента. Марсианская станция не пустует и регулярно принимает экипажи из ученых и инженеров со всего мира. «РГ» поговорила с нашей соотечественницей Анастасией Степановой, которая жила на «Марсе» несколько месяцев.
Анастасия Степанова, член экипажа международных космических проектов «Марс-160» и SIRIUS-19, космический журналист, инженер:
— Есть две марсианские станции: одна находится в Юте, другая — в Арктике на необитаемом острове Девон. В основном все экспедиции проходят именно в Юте, из-за того что очень дорого что-либо отправлять в Арктику (там экспедиции проходят раз в 5-10 лет). Обычно экипажи приезжают на две недели, максимум месяц, но у нас была особенная миссия — 160 дней. 80 дней мы провели в Юте и столько же в Арктике. В 2016 году началась наша миссия на марсианской исследовательской станции в Юте. Главной целью было изучение Красной планеты, поиски жизни или ее следов на Марсе, поэтому основные исследования были по экзобиологии и геологии. Мы занимались поисками экстремофилов — микроорганизмов, которые выживают в экстремальных условиях, таких как повышенная температура, активное солнечное излучение, сухость и все то, что в принципе есть в пустыне или в Арктике. Помимо этого мы выполняли различные инженерные проекты.
Я была журналистом экипажа и в основном именно я делала все журналистские материалы. Были и другие ребята, которые тоже писали свои очерки, снимали видеорепортажи, и их тоже публиковали. Кроме того, в команде был один биолог. Она обучала нас, как проводить различные тесты в лаборатории, и через несколько месяцев меня назначили ее ассистентом. Здесь важно, чтобы все понимали, кто что делает, и если что-то произойдет с членом экипажа, будет человек, который сможет его заменить и продолжить работу, чтобы не ставить под угрозу всю миссию. Так что у нас было перекрестное обучение по множеству профессий.