
ЕС попытается ограничить передвижение российских нефтяных танкеровВ апреле использование танкеров стран G-7 и ЕС в морском экспорте российской нефти и нефтепродуктов, выросло с 35 до 47 процентов в январе этого года. В экспорте только нефти их доля увеличилась почти в два раза с 19 до 35 процентов. Такие данные приводит финский Центр исследований энергетики и чистого воздуха (CREA).
В ЕС уже заявили о подготовке нового пакета санкций против России и теперь есть большая вероятность, что будущие рестрикции коснуться не только танкеров так называемого теневого флота, но и европейских судов. Как вариант, возможен полный запрет перевозок российской нефти и нефтепродуктов танкерами из стран ЕС или сильное снижение для них уровня price cap (потолка цен) в 60 долларов за баррель на экспорт нашей нефти (установлена G-7 и ЕС в декабре 2022 года). В CREA говорится о снижении потолка до 30 долларов за баррель, что окажется равноценно запрету перевозок.
В CREA делают парадоксальный вывод, что причина постепенного отказа экспортеров российской нефти от услуг теневого флота в санкциях против входящих в него танкеров. Но логичнее предположить, что российские компании после падения экспортных цен на нашу нефть ниже уровня price cap не видят смысла пользоваться дорогими услугами теневых перевозчиков, которые делают наценку за риск. Работая с флотом ЕС и G-7 есть возможность снизить издержки в период низких цен на нефть. На пиках санкционного давления на российскую нефтянку стоимость аренды теневого танкера могла быть в два-три раза выше стандартного фрахта.
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), с начала года цены на нашу нефть марки Urals в балтийских портах в среднем составляли 58,5 долларов за баррель, а в апреле упали до 50 долларов за баррель и ниже. Поэтому неудивительно, что российские компании обратились к более дешевым европейским перевозчикам, они могли делать поставки абсолютно легально во всех иностранных юрисдикциях. Именно эту возможность снизить издержки могут захотеть перекрыть в ЕС нашим компаниям.
Полный запрет на перевозки российской нефти танкерами ЕС вполне возможен, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Сейчас мы наблюдаем политически мотивированный санкционный зуд со стороны Европы. Ждать 18 пакет санкций не придется долго. И включить в него пункт, действительно запрещающий европейским компаниям вообще работу с российской нефтью, не так сложно. Это не трансграничные санкции, Брюссель действительно вправе запретить компаниям из европы такого рода деятельность, и юридически запрет прописать просто. Причем он будет не символическим, как с частью попавших под санкции ЕС танкеров теневого флота, которые просто не заходят в европейские порты, а реальный, действующий. В краткосрочном периоде отгрузки нефти и нефтепродуктов из России снизятся, в долгосрочном, мы, конечно, адаптируемся, поставки опять увеличатся, но издержки отечественных компаний неминуемо возрастут, отмечает эксперт.