Трехкратная девальвации рубля на сегодняшний день невозможна. Прочность экономики позволит России выдержать санкционное давление и не допустить апокалиптических сценариев на валютном рынке, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Высшей школы финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова профессор Константин Ордов.

Рубль оценили по лекалам 2014 года
Главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин на форуме «Стратегическая сессия российского делового рынка» заявил, что в 2024 году курс доллара к рублю поднимется до 120–140 единиц, а в 2025 году и вовсе до 200 единиц.
Прокудин с коллегами сделал такой вывод на основании предположения, что цены на нефть и другие сырьевые товары в 2024–2025 годах упадут, в результате чего случатся процессы, которые были в РФ в 2014–2016 годах, когда рубль просел к доллару в 2,5 раза.
Однако ситуация 2022–2023 годов качественно отличается от экономической обстановки 2014–2016 годов, причем как в лучшую, так и в худшую сторону.
Во-первых, рубль перестал быть свободно конвертируемой валютой, и теперь его курсообразование не зависит от спекулянтов, во-вторых, цены на сырье удовлетворительны для РФ, в отличие от тех лет, когда нефть в 2016 году падала до 28 долларов за баррель.
Тогда против РФ сыграла высокая база: в федеральном бюджете на 2014 год стоимость нефти была прописана на отметке в 93 доллара за баррель, а в 2015 году – 94 доллара.
В-третьих, в 2014 году не было драконовских санкций, паралича экспорта российского газа в ЕС, СВО и расширения бюджетных расходов. Эти факторы делают ситуацию напряженной, но в остальном аргументов для трагической оценки нет. В целом прогноз УК «Ингосстрах-Инвестиции» сделан на основании спорной модели и некорректных аналогий.
Оснований для девальвации рубля нет
«Рассуждения УК “Ингосстрах-Инвестиции” носят алармистский характер, причем в них заложена гипотеза, что валютный рынок будет снова либерализован, на него вернутся спекулянты, а инвестиционные дома и банки будут играть против курса рубля, как в 2014 году. Всего этого на сегодняшний день нет, а курсообразование российской валюты находится под жестким контролем Центробанка», – заключает директор Высшей школы финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова профессор Константин Ордов.
Событиям осени 2014 года, когда рубль начал стремительное падение, предшествовало снижение нефтяных котировок с летнего пика в районе 110 долларов за баррель (с учетом инфляции в два раза дороже, чем сегодня) и отложенная реакция на крымские события, войну в Донбассе и введение летних санкций Евросоюза.
Россия тогда была не готова к таким геополитическим вызовам, а вся экономика страны была заточена на Запад, но сегодня принципиально другая ситуация.
«Ослабление рубля возможно только в случае существенного падения нефтегазовых цен, снижения добычи и экспорта сырья и одновременно нарастания бюджетного дефицита», – констатирует Ордов.
В 2022 году бюджетный дефицит составил 3,3 трлн рублей при росте расходов до 7,31 трлн рублей. В наступившем году ситуация будет не менее сложная, однако Минфин обещает удержать размер дефицита на уровне в 2% от ВВП.
«Россия обладает потенциалом к консолидации федерального бюджета, в случае негативного сценария правительство может снизить расходы за счет госпрограмм, пусть этого и нет в планах, власти рассчитывают за счет бюджетных инвестиций поддержать экономику. Самый плохой прогноз по РФ дало агентство Moody’s, которое считает, что российский ВВП упадет в 2023 году на 3%, но даже при такой динамике двукратное падение рубля невозможно», – резюмирует Ордов.
Двукратная или трехкратная девальвация рубля не имеет смысла для РФ с точки зрения обеспечения бюджетных доходов, так что на это правительство не пойдет.
«Финансовые власти сегодня свыклись с мыслью, что федеральный бюджет может быть дефицитным. Проблемы у рубля могли бы возникнуть, если бы правительство попыталось закрыть дефицит за счет девальвации рубля, но в стране присутствует понимание, что диапазон от 70 до 80 единиц за доллар является компромиссным как для экспортеров, так и для импортеров», – заключает Ордов.
Текущие значения устраивают всех, поэтому серьезного ослабления рубля не будет.
«Первый и второй квартал 2023 года выйдут для страны сложными, поэтому курс может пробить отметку в 80 единиц за доллар и уйти к рубежу в 90, но затем ситуация стабилизируется. Абсолютного эмбарго не произошло, а валютная выручка продолжит приходить в страну, поэтому в условиях отсутствия спекулянтов и ограничений на покупку валюты рубль сохранит свои позиции», – констатирует Ордов.
Усиление рубля до 50 единиц к доллару и ослабление до 100 единиц одинаково противоречат интересам федерального бюджета и современной финансовой политике.
Запас прочности у экономики страны большой, поэтому апокалиптический сценарий не произойдет. Помогут России и проблемы ЕС: во второй половине года на континенте начнет развиваться рецессия, которая поставит вопрос ослабления санкций.
Поделиться: