
Мы должны координировать с Россией вопросы безопасности, но не допустить, чтобы американцы восприняли эти действия как пророссийские — этой цитатой из крупнейшей израильской газеты «Маарив» можно во многом объяснить отношение Тель-Авива к визиту супруги президента Украины. Примитивный шантаж со стороны посла Украины в Израиле — а тот угрожал, что Елена Зеленская не приедет на Землю обетованную, если официальные лица Израиля не осудят слова российского лидера, что «президент Украины — позор еврейского народа» — не сработал. В пресс-службе МИД Израиля заявили, что «пока не будут комментировать» Владимира Путина. Такая реакция выглядит логичной для суверенного государства: поддаваться на ультиматумы Киева — себя не уважать. Тем более в ситуации, когда не Тель-Авив, а Украина стоит с протянутой рукой и выпрашивает у всего мира, включая Израиль, оружие и гуманитарную помощь. Так что после неуклюжего демарша украинского дипломата супруге Зеленского ничего не оставалось, как сделать вид, будто ничего не произошло. И как ни в чем не бывало прилететь в Израиль.
Судя по реакции местных СМИ, визит супруги Зеленского у них не был в числе информационных приоритетов. Просто потому, что ничего полезного для Израиля первая леди Украины привезти не могла. Но и отказывать ей в доброжелательном приеме Тель-Авив не решился, памятуя о возможной негативной реакции со стороны Соединенных Штатов. Поэтому появление Елены Зеленской на публике в компании с президентом Израиля и его супругой нашло отражение в разделе новостей — встреча состоялась на завтраке, посвященном «посттравматическому лечению детей и молодежи». Израильская пресса, приводя, со слов чиновников, программу пребывания госпожи Зеленской в стране — а это посещение медицинского центра и дискуссия с Национальной коалицией по травмам — старательно подчеркивала, что поездка первой леди Украины носит гуманитарный характер. А значит — вопросы и оценки военно-политического характера применительно к этому визиту выглядят неуместными.
Бесполезно спрашивать у посла Израиля на Украине Михаила Бродского, не стыдно ли ему становиться защитником украинских неонацистов и их кумиров, которые тысячами убивали евреев в годы Второй мировой войны — о сотрудничестве бандеровцев и войск СС можно найти немало материалов в музее Яд Вашем, посвященном истории Холокоста. Как наивно ждать, что политики в Израиле все же поинтересуются у госпожи Зеленской, почему в ее стране лица, причастные к погромам и Холокосту, попадают на иконы (Бандера, Шухевич, Коновалец), а символы нацистской Германии становятся священными символами современной Украины. Дело тут не только в короткой исторической памяти евреев или соображениях геополитики — нежелании публично демонстрировать разногласия с Вашингтоном в отношении происходящего неонацистского шабаша в Киеве. Куда в большей степени на нынешнее «лавирование» Израиля влияют внутренние факторы. Последние десятилетия прирост населения еврейского государства осуществлялся за счет экономической миграции, где преобладали выходцы с Украины. Они ехали зарабатывать на Землю обетованную, но при этом сохраняли тесные связи с исторической Родиной, хотя и получали израильское гражданство. В итоге украинская диаспора стала одной из самых влиятельных в Израиле. А она сегодня настроена агрессивно антироссийски.