
В США произошло первое со времен финансового кризиса 2008 года банкротство крупного банка. 16-й по активам калифорнийский Silicon Valley Bank закрыт местными регуляторами по причине неспособности выполнить обязательства перед клиентами. Это единичный случай или тревожный симптом для всей финансовой системы США?
SVB активами больше 200 млрд долларов стал бенефициаром процессов на финансовом рынке США в последние годы, а теперь их же жертвой. В родной Калифорнии он был чуть ли не главным банком «Кремниевой долины». На фоне политики щедрой эмиссии со стороны ФРС, когда для стимулирования экономики в нее влили сотни миллиардов долларов, эти миллиарды оказались на бирже, надув «пузырь» IT-компаний как самых быстро растущих. SVB сильно в них вложился, увеличив капитал за два года в три раза, а также в стартапы, в основном медицинские. Стартапы — штука хорошая. Но «выстреливает», как правило, один из 20. Также SVB сильно вложился в «криптоэкономику». Он был, в частности, завязан на обанкротившуюся недавно криптобиржу FTX.
С весны 2021 года ФРС, озаботившись высокой инфляцией, стала энергично поднимать учетную ставку (с 0,25% до нынешних 4,5%) и сворачивать программу «количественного смягчения» (то есть накачивания экономики деньгами). В месяц с рынка ФРС выводит по 95 млрд долл., сжимая денежную массу. Началось «схлопывание» IT-пузыря. Финансовые рынки переживают не лучшие времена: подтвердилось, что «деревья не растут до небес», и когда цена акций в десятки раз превышает годовые обороты кампании — это ненормально. Аналогичные процессы пошли и в «пирамиде крипты»: с марта 2021 года, когда ФРС начала поднимать ставку, биткоин упал более чем на 65%. SVB начал «перекладываться» на десятки миллиардов долларов в казначейские облигации.
Тут-то и была главная «засада»: на фоне роста ставки ФРС держать низкодоходные облигации стало невыгодно. Также более высокие процентные ставки привели к схлопыванию рынка IPO для многих стартапов и удорожанию заимствования капитала. Клиенты стали выводить деньги из SVB. Пытаясь привлечь капитал, чтобы компенсировать убегающие депозиты, банк потерял 1,8 млрд долл. на срочной продаже просевших в цене казначейских облигаций. А случившийся на панических слухах «набег» вкладчиков банк добил. Выяснилось, что он не готов к тому, что эпоха «халявных денег» закончилась и началась эра «дорогих денег». Готова ли финансовая система Америки в целом?
ФРС, а также министр финансов Джанетт Йеллен сейчас занимаются сеансами психотерапии: мол, все под контролем, и история 2008 года, когда сначала рухнул Bear Stearns из-за обвала на ипотечном рынке, а затем и Lehman Brothers, после чего «и понеслось», — не повторится.